Вторая компетенция Заботника.
Контролировать эмоции и невербальное поведение (контролировать свои эмоции и оставаться непредвзятым, не смущать своими неуместными движениями).
Задача | Критерии оценки | Комментарии |
|---|---|---|
Проявлять внимательное слушание, уместные реакции на слова и поведение Подопечного, с целью создания раппорта в диалоге, а также формировать атмосферу спокойствия и доверия, снижая страстность, излишнюю эмоциональность, что мешает здравомыслию и рассудительности. | Снижение эмоциональной нестабильности, проявление уравновешенности. Проявление дружественности взамен официальной холодности. Отсутствие или избегание закрытых или выражающих агрессию поз и больше уместных зеркальных поз. Никто не перебивает и позволяет каждому высказаться полностью. Нет речи на повышенных тонах, нет угроз и психологического давления. Отсутствие неуместного гримастничества. | Эмоциональная нестабильность, неуравновешенность даёт повод для двоякой трактовки, оценке, ранит ранимых, заводит гневливых, подпитывает предвзятость, и отвлекает от погруженности и концентрации внимания.Также излишняя официальность, без проявления дружеских чувств может привести к формальным отношениям, что мешают решать глубинные, сокровенные вопросы. Наилучшие решения (более объективные) приходят на уровне умиротворения и непредвзятости, что проявляется благодаря контролю чувств и отстраненному восприятию. Основными причинами взаимного недопонимания и сомнений являются привязанность к готовому субъективному (предвзятому) мнению и нежелание смотреть чужими глазами. |
В духовной жизни есть задача – научиться контролировать чувства. В Нектаре наставлений Рупы Госвами, этот вопрос поднимается первым и является характеристикой квалификации, чтобы в итоге стать Гуру.
“Нектар наставлений” Текст 1: Уравновешенный человек, способный контролировать свою речь и ум, сдерживать гнев и укрощать побуждения языка, желудка и гениталий, достоин принимать учеников повсюду в мире
Вопрос для обсуждения:
Почему контроль чувств является приоритетным в духовной жизни? И как применить это указание к практике Заботника?
Следующие 2 стиха можно взять за основу для разработки технологии развития второй компетенции заботника.
“Нектар наставлений” Текст 2: Шесть видов деятельности пагубно отражаются на преданном служении. Преданное служение страдает, если человек:
1)ест слишком много или накапливает вещей и денег больше, чем необходимо;
2)прилагает чрезмерные усилия ради осуществления труднодостижимых мирских целей;
3)без особой необходимости ведет разговоры на мирские темы;
4)выполняет правила и предписания шастр только ради следования им, а не во имя духовного развития, или не выполняет никаких правил и предписаний, а действует независимо, как ему заблагорассудится;
5)общается с людьми мирского склада, которым неинтересно сознание Кришны;
6)жаждет мирских успехов.
Рекомендации для адаптации наставления:
Заботник способен контролировать свои эмоции и поведение если не ожидает от диалога выгоды, а пытается смотреть на свое участие как на исполнение долга перед Гуру и преданными, или как тот, кто пытается понять, что Кришна хочет сказать или какую ответственность, служение Он хочет мне дать, не я хочу получить, а я хочу принять то, что принадлежит Кришне, но даруется мне для служения.
Заботник не должен быть обеспокоен необходимостью быть высококвалифицированным или опытным в решении задач и вопросов, а полагаясь на Кришну, пытаться стать инструментом в Его руках, не привязываясь к плодам.
Заботник не должен вовлекаться в мирскую праджалпу, и не идти на поводу желаний чувственного наслаждения, не пытаться наслаждаться общением, ради смакования материальных вкусов.
Заботник должен помнить правила этикета, в основе которого уважение и почтение ко всем живым существам и благоговение перед Господом и Его атрибутами. Контроль чувств не просто как отречение, а как задействование чувств в развитии любви.
Не тратить свои ресурсы на темы, которые не способствуют развитию сознания Кришны, прямо или косвенно.
Не пытаться быть “старшим”, “наставником”, “авторитетом” и тп, а пытаться оставаться в ученической позиции.
Практика контроля чувств.
Третий стих можно взять за основу того, каким рекомендациям можно следовать, чтобы научиться контролировать эмоции и поведение.
“Нектар наставлений” Текст 3: Существует шесть принципов, следование которым благоприятствует чистому преданному служению. Необходимо:
1)действовать с энтузиазмом;
2)с уверенностью прилагать усилия;
3)проявлять терпение;
4)следовать регулирующим принципам (в частности — слушать повествования о Кришне, прославлять Его и постоянно помнить о Нем);
5)отказаться от общения с непреданными;
6)идти по стопам предшествующих ачарьев. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьется успеха в чистом преданном служении.
Вопросы для обсуждения:
Как проявлять энтузиазм , контролируя свои эмоции и поведение?
В чем будет проявляться уверенность в процессе слушания или ведения диалога? Какие усилия уместны для контроля чувств в общении?
Какие признаки того, что Заботник проявляет терпение?
Как следование регулирующим принципам выглядит в процессе внимательного слушания и последующего общения?
Какие способы отказа от диалога могут быть в неблагоприятном общении, с учетом нашей проповеднической и ученической позиции?
Какие примеры поведения ачарьев мы можем взять для следования по стопам?
“Нектар наставлений” Текст 4: Подносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу.
В этом стихе нет указания наставлять или поучать. для развития любви, что естественным образом является основой доброжелательности и сострадания, или искреннего желания проявить заботу.
Вопросы к обсуждению:
Чем отличается процесс доверительного и сокровенного раскрытия ума и сердца от преждевременного наставничества или директивного руководства?
Дополнение:
В тренинге роль наблюдателя, ментора является практикой контроля чувств в общении. Именно внимательное слушание и проявление спокойствия в процессе наблюдения позволяет учиться непредвзятости, рассудительности, непривязанности к плодам или процессу.
Основная квалификация для обретения знания и для правильного воплощения и реализации знания – это ученическое настроение.
Заботник – это предварительная квалификация для того, чтобы принять ответственность Наставника, Гуру. Поэтому, следуя наставления Рупы Госвами в НН, Заботник должен быть квалифицированным учеником, что выражается в смирении и терпении, которое актуально для формирования дружественного и близкого общения с преданными. Смирение и терпение – это также практика, а не только настроение, и практика выражается в контроле чувств.
Правильное слушание – это базовая квалификация искреннего ученика.
Комментарий ШП к первому стиху НН: “Опыт приобретают в результате наблюдения и слушания. Менее разумный приобретает его, наблюдая, а более разумный — слушая.”
И в данном наставлении слушание можно трактовать не только как слушание чистого преданного или авторитета, но и также слушание Господа (Чаитья-Гуру), который находится в сердце каждого и который единственный, кто обладает властью санкционировать на любое действие.
