В отношении Шрилы Прабхупады
Наставник должен | Наставник не может |
|---|---|
Развивать свои отношения со Шрилой Прабхупадой и быть примером в следовании Шриле Прабхупаде и Джи-Би-Си | Заслонять Шрилу Прабхупаду собой или своим дикша-гуру |
Укреплять связь подопечного со Шрилой Прабхупадой, помогать подопечному находить прибежище в учении Шрилы Прабхупады | Принижать роль Шрилы Прабхупады в миссии Господа Чайтаньи |
Укреплять веру подопечного в Шрилу Прабхупаду, ИСККОН и Джи-Би-Си | Критиковать и отвергать наставления Шрилы Прабхупады, а также Джи-би-си и других руководящих органов ИСККОН |
Донести до подопечного понимание положения Шрилы Прабхупады как Ачарьи-основателя ИСККОН и главного шикша-гуру для всех преданных ИСККОН | Приписывать Шриле Прабхупаде утверждения, которых он не делал |
Помогать подопечным обрести вкус к чтению книг Шрилы Прабхупады и слушанию его лекций.
| Манипулировать цитатами Шрилы Прабхупады в корыстных целях |
Учить принимать прибежище в ИСККОН как в семье Шрилы Прабхупады. | Проповедовать теорию ритвиков. |
В отношении своего дикша-гуру
Наставник должен | Наставник не может |
|---|---|
Получить благословение своего дикша-гуру на служение в качестве наставника. Всегда оставаться, прежде всего, учеником и действовать от имени своего духовного учителя | Подопечному, еще не определившемуся с выбором дикша-гуру, навязывать или всячески рекламировать своего дикша-гуру. |
В отношении дикша-гуру подопечного
Наставник должен | Наставник не может |
|---|---|
Воспринимать себя помощником дикша-гуру подопечному и объяснять это свое подчиненное положение своему подопечному. Укреплять веру подопечного в наставления гуру | Принижать роль дикша-гуру подопечного в жизни последнего; заслонять собой дикша-гуру подопечного; препятствовать общению подопечного с его дикша-гуру; |
По возможности согласовать с дикша-гуру подопечного сферы, в которых он должен помогать своему подопечному и степень своих полномочий в данных отношениях. | Критиковать наставления дикша-гуру подопечного, вдохновлять подопечного пренебрегать этими наставлениями или давать свои наставления, противоречащие наставлениям дикша-гуру подопечного. |
По возможности развивать связь с дикша-гуру подопечного с помощью личного общения; общения с учениками этого дикша-гуру; отчетности о подопечном; получении советов о том, как вести подопечного; слушания лекций этого дикша-гуру; попытки понять умонастроение и миссию этого дикша-гуру и т.д. | Каким-либо иным образом подрывать веру подопечного в его дикша-гуру |
Помогать подопечному развивать связь с его дикша-гуру, в частности вдохновляя следовать наставлениям дикша-гуру, укрепляя веру подопечного в его дикша-гуру и т.д. | Скрывать проблемы подопечного от его дикша-гуру за исключением случаев, когда такое раскрытие может нанести вред вере подопечного. |
В случае невозможности помочь подопечному в критической ситуации, связаться с дикша-гуру подопечного и попросить помощи.
| Ставить для подопечного авторитет своего дикша-гуру выше авторитета дикша-гуру подпоечного. |
В отношении местного руководства
Наставник должен | Наставник не может |
|---|---|
Принимать авторитет местного руководства. В частности, следовать решениям, принятым местным руководством, если те не расходятся с решениями вышестоящего руководства. | В общении со своими подопечными критиковать действия местного руководства или любым иным способом подрывать веру подопечного в местное руководство. |
Согласовывать факт своей наставнической деятельности с местным руководством. | Поддерживать и поощрять конфликты подопечного с местным руководством. |
Согласовывать факт своей наставнической деятельности с местным руководством. | Отгораживать своего подопечного от участия в жизни общины или от развития отношений с другими лидерами ятры. |
Иметь регулярную обратную связь и наладить отчеты относительно своего служения в сфере наставничества с местным руководством. | В общении со своими подопечными критиковать действия местного руководства или любым иным способом подрывать веру подопечного в местное руководство. |
Вдохновлять подопечных уважительно относиться к местному руководству. | Без согласования с местным руководством предлагать своему подопечному служение, которое может войти в конфликт с его действующим служением в общине. |
Помогать местному руководству занимать своего подопечного согласно его природе и возможностям, согласовывать его служение. | |
Вдохновлять подопечного выполнять практическое преданное служение под руководством местного руководства. | |
Консультировать местное руководство на предмет соответствия подопечного критериям для рекомендаций на инициацию и пранама-мантру. | |
Принимать участие в миссии ИСККОН и жизни общины | |
В случае злоупотреблений со стороны местного руководства, защищать подопечного от данных злоупотреблений, обратившись к руководству более высокого уровня. |
В отношении других наставников
Наставник должен | Наставник не может |
|---|---|
Входить в сангу наставников (или в случае отсутствия оного - в иной совет, занимающийся заботой о преданных), либо действовать под руководством данной санги. | Препятствовать в общении своего подопечного с другими наставниками (выступающими по отношению к нему не в качестве наставников) |
Быть открытым к общению в санге наставников, что подразумевает открытость говорить искренне (но в соответствии с аскезами речи) другим наставникам свои мысли об их ошибках, а так же быть готовым услышать от других наставников о своих ошибках. | Конкурировать с другими наставниками; стараться выделиться из числа всех прочих наставников. |
Уважительно общаться и развивать дружеские отношения с другими наставниками. | Переманивать подопечных других наставников к себе, принимать подопечных, у которых уже есть наставник, без разрешения последнего (или в случае его отказа – без разрешения местного руководства). |
Укреплять веру подопечных других наставников в своих наставников.
| Так или иначе публично (в присутствии младших преданных) критиковать других наставников или иным другим способом разрушать веру в них. |
Понимать разницу акцентов в ценностях наставников, входящих в разные формы авторизованной духовной заботы и с уважением относиться к акценту на те ценности. | Критиковать ценности других наставников или других форм духовной заботы. |
В отношении подопечных
Наставник должен | Наставник не может |
|---|---|
Перед принятием подопечного обговорить с ним его потребности и ожидания от наставника и то, может ли наставник помочь подопечному в этих потребностях. Регулярно спрашивать об изменении потребностей подопечного.
| Культивировать в подопечных отождествление с какой-либо сангой, отличной от ИСККОН |
В случае неуверенности в том, как помочь своему подопечному, консультироваться со старшими, а если такой возможности нет - с равными. | Замыкать подопечных на себе или считать их своей собственностью. |
Обговорить с подопечным свою роль в его жизни и тон своих с ним взаимоотношений. | Манипулировать подопечными в корыстных целях. В частности тем или иным способом запугивать, унижать или оскорблять подопечного. |
По возможности в любое время быть открытым к проявлению заботы о своих подопечных. | Рассматривать подопечного как ресурс для выполнения своих задач (в частности, играя роль административного руководителя того или иного проекта ИСККОН) |
Оказывать подопечному заботу, суть которой заключается в помощи в духовном росте подопечного, но которая так же включает в себя эмоциональную, физическую и социальную поддержку. | Требовать обязательного выполнения подопечным наставлений наставника; оказывать на него давление, если он не следует этим наставлениям. |
Тщательно следить за примесями ложных мотиваций, которые могут быть у наставника в исполнении его служения, и не позволять этим примесям становиться проявляться в действиях наставника. | Распространять конфиденциальную информацию о подопечном. |
Подопечных, достигших определенного уровня зрелости, вдохновлять на служение в системе духовной заботы, предлагая совету наставников кандидатов на роли помощника наставника и ведущего группы. | Игнорировать потребности подопечного. |
Стараться приводить подопечных к осознанной позиции в Сознании Кришны. | Становиться наставником формально, не исполняя на самом деле своих функций как наставника. |
В случае совершения ошибки - извиниться перед подопечным и предложить ему позитивную альтернативу действий. | Вмешиваться в сферы жизни подопечного, в которых подопечный не хочет получать помощи от наставника. |
Для подопечных в грихастха ашраме согласовывать свои наставления с наставлениями наставника супруга/супруги нашего подопечного. | Принимать в подопечные преданных другого пола (или ашрама) без получения на то разрешения от своего руководства в рамках административной линии. |
Эксплуатировать подопечных или ожидать почтения к себе от своих подопечных. | |
Обижаться на подопечного |
В отношении прочих преданных
Наставник должен | Наставник не может |
|---|---|
Проявлять активную заботу о преданных, даже если те не являются подопечными этого наставника.
| Пытаться навязывать свои наставления или свою заботу тем, кто не хочет получать их (от этого наставника). |
Вдохновлять подопечного оставаться в группе духовного общения, в которой у него уже сложились отношения, если эта группа не является отклонившейся от миссии или учения Шрилы Прабхупады. | Создавать привилегии для своих подопечных. |
Считать свое положение (наставника) особенным или ожидать, что это служение должно приносить какие-либо материальные плоды, будь то социальное уважение или что-то еще. |
В отношении личного поведения
Наставник должен | Наставник не может |
|---|---|
Считать себя учеником, несущим служение наставника, а не наставником; Быть готовым признать свои ошибки. | Считать, что заслуга за рост подопечного принадлежит наставнику. |
Подавать личный пример в следующих областях (помимо тех, что уже были описаны ранее): | Проявлять двуличие, не подавая личный пример в этих сферах, а лишь претворяясь примером. |
Строгого следования садхане и регулирующим принципам преданного служения | |
Стабильности в ашраме и реализации своей природы в плане варны. | |
Активного участия в миссии Шрилы Прабхупады | |
Следования вайшнавскому этикету; вести себя как джентельмен. | |
Социального поведения в плане следования норм и морали, принятых в обществе; быть законопослушным гражданином. | |
Сотрудничества с ваишнавами. | |
Социального взаимодействия с теми, кто не связан с ИСККОН напрямую - представтилеями других религий, родственниками, коллегами и т.д. |
