Четвертая компетенция Заботника.
Помогать расширять видение, кругозор и варианты выбора, и помогать видеть общую картину, суть и ценности.
Задача | Критерии оценки | Комментарии |
|---|---|---|
Помочь рассмотреть ситуацию с разных сторон для большей объективности в оценке, а также дать возможность воображению обыграть многосторонне ситуации и решения, чтобы увидеть более широкий спектр возможностей и выбора. Помочь увидеть глубину темы или вопроса и также увидеть ценностность происходящего. | Для принятия итогового решения проявлены как минимум три варианта выбора, например, лучший, средний и худший. В процессе анализа проявлена возможность мечтать и вариативно планировать. Проявлена возможность творчески подходить к анализу и принятию итогового решения. Есть возможности избегать вынужденности в пользу того, что хочется самому. | Заботник в решении вопросов должен давать выбор, варианты решения, чтобы подопечный чувствовал, что он живет собственной жизнью. Заботник не должен подчинять подопечного нормам, правилам и стандартам без личного выбора. Воспитание в стиле дрессировки ведет только к рабскому менталитету, который управляется силой, либо примитивной выгодой. |
Реактивность и метапрограммирование.
Реактивность – привычное поведенческие шаблоны, которые формируют психологический комфорт: надежность, проверенность, гарантированность, “универсальность”. Чаще это форма психологической самозащиты, определение в упрощенной форме, чтобы выработать идеальную реакцию и иметь гарантированный результат. Кто привязан к результату, старается использовать только процедуры и формирует метапрограммы, или программированный способ мышления.
Например, делить людей на ограниченные психотипы и действовать опираясь, на соответствующие рекомендации специалистов в определении типажей. Типа все люди деляться только на три типа, в соответствии с с преобладающей гуной, или все люди делятся на флегматиков, холериков, сангвиников,меланхолик.
Одним из первых предложил свою версию разделения древнегреческий врач Гиппократ. Она по сей день имеет популярность среди специалистов. Гиппократ видел разделение на психотипы в пропорциях жидкостей в организме: крови (сангвис); чёрной желчи (мелане холе); лимфы (флегма); жёлтой желчи (холе). По мнению учёного, преобладание одной из них позволяет разделить людей на четыре типа:
1. Сангвиник. Большое количество крови указывает на подвижную личность и весёлый нрав.
2. Флегматик. Из-за большого количества лимфы становится медлительным и уравновешенным.
3. Холерик. Взрывной, импульсивный характер указывает на превышение жёлтой желчи.
4. Меланхолик. Большое содержание чёрной желчи провоцирует склонность к боязни и печали.
Источник: https://psylib.org/psikhotipy-lyudei-klassifikasija-i-prinsipy-opredelenija/ © Библиотека психологии psylib.org
Реактивность поведения, в отличии от проактивности, является результатом отработки метапрограмм, которые сначала помогают в самоопределении, но затем становятся ограничительными страхами “неправильности”.
метапрограммы:
Личностные поведенческие привычки и убеждения.
Привычные фильтры, которые мы применяем ко всему, что видим, слышим, или чувствуем.
Правила внимания, которые хранятся в нашей долгосрочной памяти.
В духовной культуре, в частности ведической, также есть форма кажущегося на первый взгляд конфликта между программируемым поведением и спонтанным поведением личности как различные формы выражения изначальной трансцендентной и обусловленной природы человека. На начальном этапе духовного развития спонтанным проявлением личностной природы является зависимость от гун материальной природы, которую необходимо учиться контролировать или подчинить правилам и предписаниям, что в итоге позволит от невежества перейти к благости в рамках регулируемой жизни, а далее, благодаря все тем же регулирующим принципам раскрывается трансцендентная природа, которая также проявляется в виде спонтанного реактивного поведения, но на основе уже чистых трансцендентных чувств и побуждений. И задачей духовной практики является именно регулирование обусловленной природы, ради восстановления своей духовной природы. Поэтому пробуждение спонтанной творческой природы на основе духовных регулирующих (ограничительных и воспитательных) принципов является более высоким уровнем реакции личностной природы.
Поэтому пробуждение творческой природы, что поддерживается ответственностью и осознанностью с целью возвышения сознания над невежеством, или проактивное поведение, на основе свободы выбора и высшего знания является естественным процессом духовного самоосознания.
Процедуры - возможности.
Процедурный приоритет:
Нравится следовать конкретным и определенным схемам и алгоритмам.
Появляется мотивация, когда есть возможность придерживаться какой-то процедуре.
Мотивирован в основном необходимостью, словами “нужно”, “должен”.
Предпочитают делать то, что уже делалось и знакомо.
Интересуются тем, что известно и что может быть освоено как информация.
Склонны видеть то, что доступно, надежно, эффективно или постоянно.
На вопрос “Почему?” рассказывает историю и-или приводит много фактов, но не говорит о выборе, словно вопрос звучал “Как?”
Приоритет возможностей:
Намного лучше удается разрабатывать новые процедуры и находить альтернативные стратегии
Предпочитают улучшать процедуру или изменять ее.
Скорее будут стремиться к новшествам и иным подходам.
Действуют, чтобы реализовать или обрести новые возможности.
Наделены способностью придумывать новые процедуры в режиме “новый лучший способ”.
Интересуются трудностями и любят браться за новое дело.
Интересуются тем, что неизвестно и с удовольствием мечтают.
Мотивированы к исследованию и использованию возможностей разного рода опыта.
На вопрос “Почему?” говорит о выборе и нахождении вариантов.
От процедуры к возможностям.
Помощь выхода из процедурной реакции к взгляду через призму возможностей:
Предложение найти запасные варианты для подстраховки.
Предложение допустить нарушение привычного сценария из-за непредвиденных обстоятельств и поискать пути из невыгодной сделки получить максимум выгоды.
Предложить взгляд со стороны исследователя, того, кто должен будет изучить нестандартные сценарии развития и поиска их решения для презентации тем, кто сомневается.
Попробовать ознакомиться с чужими процедурами и разобрать процедуры других людей, успешных в заданной области.
Проверить на позитивность, цели, важность, экологичность и зону контроля процедуры, которыми есть для решения вопроса (SMART – конкретность, ясность критериев измерения, реалистичность, актуальность, и реальность сроков). В случае необходимости исследовать варинаты усовершенствования.
В духовной практике готовые процедуры (правила и предписания Гуру, садху и шастр), которые даются по Парампаре, всегда необходимо использовать с учетом места, времени и обстоятельств, а значит понимать, что ответственность Гуру (дикша и шикша) – это определение истинных принципов и целей, а личная ответственность – это умение адаптировать и применять наставления не подменяя духовных ценностей и значений.
Шрила Прабхупада, ачарья-основатель ИСККОН, является идеальным примером того, как возможно донести высшее знание до обусловленных, невежественных людей, адаптируя к ситуации, но при этом сохраняя истинную чистоту духовного знания.
Примеры творческого подхода Шрилы Прабхупады:
- Ашрам-брахмачарини.
- Брахманическая инициация для млечх.
- Воспевание святых имен с использованием западных музыкальных инструментов.
- Проведение санньяси брачных церемоний виваха-ягьи.
- Использование современной техники в написании книг.
- Массовая продажа духовных книг как форма санкиртаны ягьи. Шрила Прабхупада приводил в пример коммунистов.
- Использование западных художников и западных стилей для иллюстрирования священных писаний.
Цитаты из писем Шрилы Прабхупады о распространении книг.
Мой дорогой Рамешвара!
Пожалуйста, прими мои благословения. Я получил твое письмо от 29 июля 1973 года и с огромным удовольствием прочитал его.
В этом нет сомнения, распространение книг – наша самая важная деятельность. Храм – это не место для еды и сна, а база, с которой мы рассылаем своих солдат сражаться с майей. Сражаться с майей значит сбрасывать тысячи и миллионы книг в руки обусловленных душ. Как во время войны бомбы падают с неба, словно дождь. Ты стал специалистом в этом деле.
Мне также понравилась твоя программа отправления наших лучших людей на обучение других. Таков настоящий процесс Сознания Кришны: обучать других продолжать эту программу, чтобы в будущем каждый преданный в нашем движении овладел искусством распространения книг. Я одобряю это.
Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии.
Твой вечный доброжелатель,
А.Ч. Бхактиведанта Свами
Бхактиведанта Мэнор
3 августа 1973 года
Лос-Анджелес
Мой дорогой Рупануга дас!
Пожалуйста, прими мои благословения. Я получил твое письмо от 22 сентября 1974 года и ознакомился с его содержанием. Что касается Санкиртаны и распространения книг, распространение книг тоже является воспеванием. Любой, кто читает эти книги, это тоже воспевание и слушание. Зачем проводить различие между воспеванием и распространением книг? Эти книги я начитал и записал, и они были перенесены с аудиопленки на бумагу. Это произнесенные киртаны. Поэтому распространение книг – тоже воспевание. Это не обыкновенные книги. Это записанное воспевание. Любой, кто читает их, слушает. Распространением книг нельзя пренебрегать. Если что-то еще ухудшается, это другой момент, но это не вина распространения книг.
В Гейнсвилле студенты могут жить с нами, почему нет? Любой, кто соглашается следовать нашим правилам и ограничениям, может быть принят.
Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии.
Твой вечный доброжелатель,
А.Ч. Бхактиведанта Свами
